Что такое мелкая моторика?
Википедия даёт такое определение: «Мелкая моторика —
совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,
часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений
кистями и пальцами рук и ног».
Определение очень точное. Действительно, в развитии мелкой моторики
участвуют многие системы человеческого организма. Более того, развитие одной из
систем даёт синхронное развитие взаимосвязанных между собой систем.
Развитие мелкой моторики
очень важный процесс в жизни ребёнка,
так как с ним связаны его будущие успехи в обучении, а значит, и практически
вся последующая жизнь. Процесс этот начинается в раннем детстве. Проходить он
будет независимо от взрослых. Его нельзя остановить, но можно ему помочь.
Ребёнок ещё только научился сидеть, но уже берёт в руки игрушки. Движения его
пока неловкие. Игрушка периодически выпадает из ручки. Помогите ему: поднимите
и подайте игрушку. Старайтесь, чтобы игрушки были яркими и при этом имели
различную форму. Стимулируйте малыша рассматривать игрушки с разных сторон. При
таких занятиях укрепляются пальчики рук. Постепенно, по мере роста ребёнка,
игрушки должны становиться меньше.
Ребёнку двух- трёх лет можно давать пластмассовый конструктор, в котором
детали нужно вставлять в формы. Такое занятие развивает не только воображение,
пространственное мышление, но и мелкую моторику рук. Различные
конструкторы, вообще, незаменимые помощники в развитии детей. Не жалейте
средств на различные конструкторы: от мозаики и кубиков до «Лего». В
конструкторах типа «Лего» детали мелкие, поэтому их стоит давать детям более
старшего возраста, когда будет отсутствовать опасность того, что ребёнок
возьмёт детали в рот и проглотит или подавится.
Хорошо
развивает мелкую моторику рук раскрашивание цветными
карандашами. Раскраски можно давать детям с трёх лет. Ничего страшного, что на
первых порах будут получаться только «каляки – маляки». Со временем это
пройдёт. Раскрашивание и обведение рисунков по линиям является ещё и хорошей
подготовкой к письму.
Мелкую моторику рук хорошо развивают
такие занятия, как лепка
и вырезание. Лепкой любят заниматься все дети: как мальчики, так и девочки.
Лепить можно из пластилина, глины и солёного теста. Фигурки из солёного теста
могут долго сохраняться, доставляя много радости малышам. Вырезать детям можно
начинать с пяти лет, но занятие это должно проходить под наблюдением взрослых,
так как ножницы – предмет для детей опасный.
А вот такое занятие, как перематывание клубков ниток и переборка крупы не
только
развивают мелкую моторику, но и улучшают зрение.
Заниматься перематыванием клубков можно с трёх лет. Маленькие дети очень любят
большие клубки из цветных ниток и с удовольствием будут помогать маме их
перематывать. А вот с детьми пяти лет и старше можно с успехом поиграть в
Золушку, предложив им перебрать крупу. Крупа может быть любая: рис, гречка,
пшено.
Занимаясь с детьми, помните о том, что любые занятия должны доставлять ребёнку
радость.
|